Методология проектирования коллекций одежды: монография. О.А. Зимина

ISBN 978-5-00179-155-3. 177 с.

Интенсивное развитие информационных технологий, происходившее начиная с середины XX века, значительно повлияло на развитие технических и технологических возможностей человеческой цивилизации, переведя её на новую ступень развития – постиндустриальное общество. Происшедший скачок к новой формации изменил отношение общества к системе ценностей, переведя акцент в общественном развитии на решение социальных и гуманитарных проблем, в центре которых стоит проблема человека. В центре внимания оказались все стороны жизни человека: экологические, гуманитарные, духовные, что усилило влияние общественных процессов. Рождается новый вид взаимоотношений в системе «человек–общество–природа». Меняется социум, меняется и качество его потребностей, которые становятся высоко духовными и функционально-утилитарными.

В это же время происходят политические и социальные перемены, повлекшие общемировые изменения в культурном развитии общества, в том числе и в дизайне одежды, который к 90-м годам ХХ века превратился в мощную индустрию. «Быть самим собой» становится главным принципом эпохи, обозначившим новый подход к выбору одежды. Это привело к изменениям в самом принципе создания одежды дизайнерами, заключавшемся в необходимости учитывать стремление людей иметь свой индивидуальный стиль, отражающий их внутренний мир, поэтому одежда становится многообразной и широко фантазийной, она приобретает смысл и концепцию.

Феномен постмодернизма как эстетической концепции, проявившей себя во всех сферах мировой культуры, стал главенствующей эстетической и мировоззренческой тенденцией современности, утвердившись во всех сферах художественной деятельности. Специфическая постмодернистская эстетика проявились во всех видах архитектонического искусства, в том числе в дизайне костюма, открыв новую сложную и противоречивую систему художественного формообразования.

Изменение качества запросов общества и его подхода к выбору одежды требует от дизайнера новых подходов к дизайн-проектированию. Новые подходы в дизайне возможны только при дальнейшем развитии методологии дизайн-проектирования.

Анализируя вышеизложенные факты, приходим к выводу, что с точки зрения объективности в настоящее время возникла глубокая потребность в методологической регуляции дизайнерского процесса и выявлении новых проблем в теории дизайна. Расширение теоретических исследований актуально для всех разновидностей дизайна, так как создана достаточная эмпирическая база по всем направлениям дизайн-проектирования.

Актуальность поставленной задачи заключается в том, что для успешной проектной деятельности в дизайн-проектировании одежды возникает необходимость дальнейшего развития, обновления и расширения понятийного аппарата методологии дизайн-проектирования. Источниками обновления должны быть научные и технологические разработки отечественных и зарубежных научно-исследовательских центров.

Развитие методологии дизайн-проектирования является необходимым условием для обеспечения высокого уровня дизайнеров специалистов, обладающих целостным дизайн-мышлением, способных проанализировать проектную задачу, выделить проблемы, найти варианты проектного решения, критически оценить их, выбрать наилучшие в рамках поставленной задачи.

Меню